АСПИРАНТУ >> Вопросы и ответы на кандидатский минимум по историии и философии науки (гуманитарный блок)


Традиции философского и гуманитарного изучения человека и современность: проблема целостного человека

загрузка...

Представления о современном человеке есть в каждой культуре и играют важную мировоззренческую роль. Они выступают как идеи и идеал.
Культура античности – образ человека космоцентричен - - человек, который все еще сохраняет интуицию первобытного человека в том смысле, что живет вещами и существует лишь для космоса физических тел. Душа – это нечто скрытое внутри вещи и приводящее ее в движение; человек мыслит всем телом, а следовательно, для того, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо бежать, хорошо метать диск и .д.
Культура средневековья – образ человека теоцентричен – человек не верит в себя, он верит в Бога, его глаза обращены к потустороннему миру, человек рассматривается не таким, какой он есть в действительности, рассматривается лишь момент движения человека к Богу; сам человек – совокупность греха и печали. Бессмертная душа и смертная плоть человека противопоставлены друг другу; нужно заботиться только о спасении души, в том числе и при помощи унижения тела. Бог, душа тянутся друг к другу. Человек не может самостоятельно добыть знание, оно открывается ему в откровении.
Культура Нового времени – образ человека антропоцентричен – человек отрывается от Бога и теперь верит в себя; субъективность – критерий всего существующего; центральная формула – «мыслю – следовательно существую». Рождение рационализма – начало экспериментальной науки; главная сфера человеческой жизни – познание; главный метод познания – рефлексия; отношение человека с природой – относительное господство и подчинение; «деятельностная парадигма» - осознание человеком самого себя; человек есть предметное существо, он всегда имеет дело с предметами и предметным способом; мышление и сознание – это лишь способности целостного человека. Человек природное существо – проявление жизни осуществляет на других предметах; предметность – предметность – единственная форма существования жизни. Человек – общественно-предметное существо, живущее в собственно человеческом общественно-предметном мире. Человек реализует себя как целостность – нераздельность духа и тела, аффинитивной(?) волевой и ментальной способностей. Человек – момент движения общества, Общество – момент движения человека. Человек творец мира и самого себя в определении заранее данных историей и природой объективных обстоятельствах и условиях.
Культура 20 века – экзистенциализм – нет иного творца, кроме самого человека, человек сам создает свою ценность, свое бытие, отвечает за свой выбор, ответственность – тревога за будущее; если человека ничего не детерминирует – ни его собственная природа, ни Бог – Творец, то человек свободен. Отчаяние, надежда – человека есть его жизнь, различных поступков; спасти человечество может сам человек.
Отрицание праздной сущности человека, оказывающей влияние на его деятельность и общение. Основами системы ценностей является свобода. Человек в каждой ситуации каждый раз творит новую систему ценностей.
Целостный человек сочетает в себе индивидуального, общественного, деятельностного, религиозного человека, т.е.:
- религиозные представления, самосознание, общественные ценности;
- общественные отношения, деятельность, ориентации;
- признаки индивидуализации;
- персонализацию.


Если у вас есть материал, которого нет на сайте и вы желаете поделиться им с другими, т.о. помочь им в подготоке к экзаменам. Вы можете сделать это через специальную форму


загрузка...

Оставить комментарий

Защитный код
Перерисовать код

НАВЕРХ